Для развития у детей пространственного мышления через понятия «лево» и «право» можно использовать следующие упражнения и игры:
- Объяснение на примере собственного тела. 1 С двух лет можно начинать объяснять малышу, как различить правую и левую стороны. 1 Для этого обводят кисти ребёнка, подписывают их как «правая» и «левая» и вешают лист на видном месте. 1 Также можно использовать резиночки, ленточки или буквенные изображения П и Л, чтобы выделить и запомнить ведущую руку. 1
- Обучение определению других парных частей тела. 1 Нужно объяснить малышу, что все части тела, находящиеся ближе к правой руке, называются правыми (левые по аналогии). 1 Например, можно просить дотронуться левой рукой до левого уха, правой рукой до левого глаза. 1
- Переход к различению предметов. 1 Можно объяснять, что то, что находится от ребёнка по правую руку — справа, что находится по левую руку — слева. 1 Например, можно просить принести предмет, расположенный от него слева или справа. 1
- Более сложные задания. 1 К четырём-пяти годам малышу можно предлагать движения в нужном направлении «налево» и «направо». 1 Это могут быть шаги, прыжки и танцевальные движения в выбранном направлении, повороты на велосипеде в нужную сторону, игра в жмурки, игра в мяч. 1
- Знакомство с зеркальным отражением. 1 Нужно сесть спиной к ребёнку и спросить, где у него правая рука. 1 Обозначить свою правую руку и правую руку ребёнка одинаковым маркером (ленточка, резинка, браслет). 1 Затем сесть напротив малыша и обратить внимание, что ленточки стали с разных сторон. 1 Снова сесть спиной к ребёнку и заметить, что ленточки совпали. 1 После этого можно сесть рядом у зеркала и поиграть, помогая малышу разобраться с зеркальным отражением. 1
Важно делать занятия в игровой форме и делать акцент на том, что ребёнок развивается «во все стороны», в каждой игре включаются все его чувства и способности. 3