Для развития у детей критического мышления и навыков метапознания через рефлексию на уроке можно использовать следующие приёмы:
- Использование диалоговых форм обучения. cyberleninka.ru Ученики не только обмениваются мнениями, но и анализируют высказывания других. cyberleninka.ru Это способствует развитию критического мышления и способности видеть проблему с разных точек зрения. cyberleninka.ru
- Рефлексивные вопросы. cyberleninka.ru На этапе ориентировки можно задать вопросы, чтобы ученики осознали цель, задачу, мотивы деятельности. cyberleninka.ru На этапе реализации деятельности — контролировать на основе рефлексивных вопросов: что нужно сделать дальше, почему, зачем, почему не получается, что нужно изменить. cyberleninka.ru
- Проговаривание мыслей вслух. skillbox.ru Это помогает лучше понять и глубже усвоить материал, проверить знания. skillbox.ru Важно проговаривать не только алгоритм выполнения задания, но и когнитивные процессы: как и почему ученик пришёл к такому выводу. skillbox.ru
- Техника «Обёртка». skillbox.ru Это короткие действия, которые дополняют существующее задание или действие и способствуют метапознанию. skillbox.ru Например, перед началом работы ученики отвечают на несколько вопросов для самооценки, а особое внимание уделяют навыкам, за которыми нужно следить. skillbox.ru Когда задание сделано, они снова отвечают на вопросы. skillbox.ru
- Работа с дневником. skillbox.ru Ученики могут записывать в дневник идеи, возникшие у них во время занятия, вопросы, которые они хотят задать. skillbox.ru Также им будет полезно поразмышлять о том, как знания, которые они усвоили, связаны с другими темами. skillbox.ru
Важно, чтобы учителя активно использовали рефлексивные методы в своей практике, создавая условия для осознанного и качественного обучения. cyberleninka.ru