Для развития рефлексии у младших школьников в процессе обучения можно использовать следующие методы:
- Организация обучения в форме сотрудничества. 1 Когда ученик не может решить учебную задачу, учитель готов ему помочь, но только тогда, когда ребёнок сам запросит недостающую информацию. 1
- Использование заданий, которые требуют от ученика применения открытого способа действия в новой нестандартной ситуации. 1 Например, решение учебных задач с недостающими данными. 1
- Применение упражнений с эмоциональной окраской. 3 Их используют на начальном этапе формирования рефлексивных умений. 3 Цель таких заданий — дать символьную оценку своей деятельности и её результатов. 3 Примеры: «Смайлики», «Маятник настроения». 3
- Организация парной или групповой работы. 5 В процессе учебного диалога у учащихся появляется возможность встать на место другого, адекватно воспринимать себя и принять ответственность. 5
- Использование приёмов, которые помогают фиксировать свои знания и незнания, способы их преодоления, анализировать себя на пути достижения результата. 5 Например, «Незаконченные предложения». 5
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. 5 При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. 4