Для развития речевого этикета у ребёнка в начальной школе можно использовать следующие методы:
- Анализ коммуникативных ситуаций. 1 Разбираются ситуации, например, «Как вести себя в классе на перемене и во время урока», «Как вести себя со старшими и сверстниками», «Как научиться мирно решать споры», «Как правильно здороваться и прощаться», «Как вежливо поблагодарить», «Как вежливо выразить отказ». 1 В ходе обсуждения дети уясняют нормы речевого поведения. 1
- Тренинги. 1 Они проводятся как на переменах, так и во время уроков. 1 Например, в начале урока можно провести игру «Поздороваемся», чтобы вспомнить этикетные формулы приветствия. 1
- Составление диалогов с использованием речевых формул вежливости на заданные темы. 1 Работа осуществляется в парах: дети составляют монолог, используя заранее изученные или заданные вежливые слова, а потом разыгрывают диалоги, оценивают своё выступление и выступление товарищей. 1
- Чтение и обсуждение литературно-художественных произведений. 1 Например, «Вредных советов» Г. Остера или рассказов В. Осеевой, В. Драгунского, в которых поднимается тема речевого этикета. 1
- Составление рекомендаций и правил речевого поведения в классе. 1 В ходе совместного обсуждения дети вырабатывают правила и нормы поведения, в том числе в области речи, общения, а затем красочно оформляют их в виде плаката. 1
- Подготовка индивидуальных и групповых проектов на темы, связанные с развитием культуры речи и становлением навыков речевого этикета. 1
Развитие речевого этикета в начальной школе можно осуществлять практически на любом занятии и во внеурочное время. 5