Для развития навыков восприятия и анализа чужой речи для успешного написания изложений можно использовать следующие приёмы и упражнения:
- Вступительная беседа. 2 Круг вопросов зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. 2 Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, так и с жизненным опытом учеников. 2
- Восприятие текста. 2 Для этого можно использовать чтение текста учителем или прослушивание магнитофонной записи, а также чтение про себя учениками (если текст перед глазами). 2 Важно дать установку на активное восприятие содержания, например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван …?», «как ещё можно озаглавить текст?». 2
- Составление плана. 2 Это важный приём подготовки к написанию изложений, который активизирует процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. 2
- Устный пересказ текста. 2 Особенно эффективен при подготовке выборочных и сжатых изложений. 2
- Составление рабочих материалов. 3 В них могут фиксироваться как слова и выражения из исходного текста, так и языковые средства, которых нет в тексте, но они потребуются в изложении, например: обобщающие слова или предложения при написании сжатых изложений. 3
- Приём «Реставрация текста». 5 Ученики знакомятся с небольшим исходным текстом, в котором пропущены слова и выражения. 5 После проведённой работы проводится сравнительный анализ восстановленных текстов, чтобы определить наиболее удачные варианты. 5
- Приём «Разученный диктант». 5 Выразительно читается текст, происходит обсуждение содержания, проводится орфографический и синтаксический анализ, а затем ученики заучивают его наизусть. 5 Текст закрывается, и ученики пишут его по памяти. 5 По окончании работы сверяют свой текст с оригиналом. 5
Также для развития навыков анализа чужой речи можно использовать задания, которые помогают научиться определять стиль текста, выбирать уместный стиль и исправлять стилистические ошибки. 5