Для развития навыков связного повествования можно использовать следующие приёмы:
- Игры на восстановление порядка картин серии, объединённых единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. 14 Например, предложить детям отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ, расположить их в последовательности протекания события. 1
- Эвристические игры, направленные на выбор недостающего элемента ситуации. 14 Например, найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить её место в ряду заданных. 14
- Работа с текстом. 1 Можно предложить детям сравнить текст и совокупность изолированных предложений, два текста: правильный и искажённый, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями. 1 Также можно попросить добавить одно-два предложения к незаконченному тексту или вставить пропущенные предложения в текст. 1
- Игры на развитие замысла, побуждающие к придумыванию небольшого сюжета. 14 Например, предложить придумать событие с опорой на заданную программу, которая представлена последовательностью предметных картинок. 14
- Игры в «семантические абсурды» (небылицы). 14 Детям нужно найти несоответствие между рассказом и иллюстрацией к нему, в содержании речевого сообщения, а также в рассказе слова, словосочетания и фразы, не подходящие по смыслу, и заменить их подходящими. 14
- Ассоциативные словесные игры. 14 Они направлены на актуализацию выбора слов из долговременной памяти и систематизацию имеющегося у ребёнка лексикона. 14
- Чтение. 14 Прочитанный отрывок из рассказа можно предложить использовать в качестве зачина для придумывания продолжения. 14
Для более глубокого и индивидуального развития навыков связного повествования рекомендуется обратиться к специалисту.