Для развития навыков письменного изложения у школьников можно использовать следующие приёмы:
- Подготовительный этап. spravochnick.ru За несколько уроков до написания изложения ученики знакомятся с новой лексикой, узнают её значение, учатся употреблять её в речи. spravochnick.ru Одновременно проводится и грамматическая работа: ученики конструируют предложения из предложенных слов, трансформируют данные учителем синтаксические конструкции. spravochnick.ru
- Работа над текстом. spravochnick.ru Включает совместное чтение текста с последующим обсуждением. spravochnick.ru По итогам обсуждения составляется план текста, выписываются опорные для каждой части слова и выражения. spravochnick.ru
- Орфографическая и пунктуационная работа над текстом. spravochnick.ru Включает анализ сложных случаев правописания, работу по предупреждению ошибок на изученные орфограммы. spravochnick.ru
- Создание черновика изложения и его редактирование. spravochnick.ru Предполагает первоначальное воспроизведение текста изложения с последующей корректировкой, исправлением недочётов. spravochnick.ru
Для запоминания текста можно использовать следующие мнемонические приёмы: spravochnick.ru
- Метод ассоциаций. spravochnick.ru После прочтения текста можно предложить детям поработать с иллюстрациями и определить их последовательность в соответствии с композицией, соотнести содержание иллюстрации с текстом изложения, выяснить роль изобразительных деталей и определить, какие слова и выражения помогают создать эти образы. spravochnick.ru
- Запоминание по ключевым словам. spravochnick.ru Для этого необходимо совместно с детьми проанализировать текст, определить его ключевую тему, а также микротемы каждой части. spravochnick.ru Затем найти в тексте слова, отражающие суть каждой микротемы, и составить смысловой «кластер», объединяющий слова одной тематической группы. spravochnick.ru
- Приём трансформации. spravochnick.ru После прочтения текста изложения и беседы по его содержанию ученикам предлагается этот же текст в деформированном виде для исправления и корректировки. spravochnick.ru Работая над деформированным текстом, учащиеся восстанавливают композиционные, смысловые и логические связи между его частями. spravochnick.ru
- Составление ментальной карты текста. spravochnick.ru Ментальная карта — смысловой план текста, отражающий его ключевые смыслы и логические связи. spravochnick.ru Она позволяет наглядно представить смысловое содержание текста, облегчая процесс запоминания, а также способствует установлению причинно-следственных связей между его частями. spravochnick.ru
Также для развития письменной речи можно предлагать ученикам различные упражнения, например: поставить в пропуски слова, словосочетания, части предложения, переписать текст, исключая второстепенные слова и предложения, выписать из текста ключевые предложения, найти изобразительные средства в тексте и другие. cyberleninka.ru