Для развития навыка морфемного анализа в процессе изучения русского языка можно использовать следующие приёмы:
- Раздать памятки с алгоритмом работы по морфемному анализу слова. 1
- Применять занимательный материал для лучшего запоминания частей слова. 1 Например, стихотворения о каждой морфеме и её месте в слове. 1
- Давать ученикам отдельные слова для образования от них новых слов при помощи, например, суффикса, который имелся в только что разобранном слове. 1 Со словами, образованными детьми, можно составить предложения. 1
- Работать со словообразовательными моделями слов. 2 Школьники воспринимают такую модель в виде графической схемы морфемного состава словоформы без указания корня. 2
- Проводить графический диктант. 2 Его цель — обозначить морфемную структуру слова в виде словообразовательной модели. 2
- Давать творческие задания. 3 Например, письмо по памяти, сочинение сказок, стихов-чистоговорок, изготовление книжек-самоделок, диафильмов, карточек, иллюстрации к правилам. 3
Систематическая работа над составом слова способствует развитию умственной деятельности учащихся — учит их выполнять ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. 1