Для развития навыка морфемного анализа у детей можно использовать следующие приёмы и упражнения:
- Работа со словообразовательными моделями слов. 1 Школьники воспринимают такую модель в виде графической схемы морфемного состава словоформы без указания корня. 1 Заполнение корневого пространства подходящей морфемой окончательно формирует лексическое значение словоформы. 1
- Графический диктант. 1 Его цель — обозначить морфемную структуру слова в виде словообразовательной модели. 1
- Сравнение слов. 2 Можно сравнивать ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом и уточнять, что общего в этих словах по значению и звучанию. 2 Также стоит сравнивать родственные слова (мотивирующее и производное), определять, чем сходны и чем отличаются эти слова. 2
- Задания на закрепление знаний о составе слова. 3 Например, детям можно раздать части слова и предложить собрать слово целиком, назвать составные его части. 3
- Задания на понимание роли приставки и суффикса. 5 Например, от данных слов нужно образовать с помощью приставок (суффиксов) однокоренные слова, определить, в чём разница между однокоренными словами с разными приставками (суффиксами) по смыслу. 5
Также можно предлагать задания, в которых от слов одной части речи нужно образовать слова другой части речи. 3
Выбор конкретных упражнений зависит от возможностей и целей обучения.