Для развития навыка аргументирования в письменных работах можно предпринять следующие шаги:
- Работать над тезисами. 1 Это краткие формулировки, которые должны отражать основную мысль работы. 1 На начальных этапах можно предлагать задания по формулировке тезисов на основе различных литературных произведений или исторических событий. 1
- Понимать основные виды доказательств. 1 К ним относятся факты, мнения экспертов, личный опыт и логические рассуждения. 1 Можно предлагать задания, которые помогут систематизировать виды аргументации и их использование в контексте эссе или сочинений. 1
- Регулярно тренироваться. 1 Практические занятия, включающие написание текстов, анализ литературных произведений и дискуссии, способствуют укреплению навыков. 1 Например, можно организовать круглые столы, где ученики обсуждают темы и выстраивают свою позицию с использованием текстов-аргументов. 1
- Работать с литературным анализом. 1 Ученики должны уметь сопоставлять литературные произведения, находить общие и отличительные черты, аргументировать свою точку зрения на основе текста. 1
- Развивать умение структурировать текст. 1 Это предполагает не только составление тезисов и аргументов, но и создание чёткой композиции. 1 Можно предлагать задания по созданию планов эссе, в которых учащиеся выявляют ключевые разделы текста и распределяют информацию таким образом, чтобы она была логически взаимосвязана. 1
- Использовать разные форматы аргументации. 1 Например, сравнительный анализ или дискуссию. 1 Например, на уроках можно организовать творческие мастерские, где учащиеся создают собственные тексты на основе обсуждения и аргументации. 1
- Использовать приёмы критического мышления. 2 Например, приём «Общее-уникальное», где учащиеся выделяют и кратко представляют общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов. 2
Также полезно использовать стратегии коллективного обсуждения и анализа письменных работ, чтобы видеть разные точки зрения и получать обратную связь от товарищей и учителя. 3