Для развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у подростков можно использовать следующие методы:
- Групповая форма работы. 4 Сотрудничество в группе развивает навыки общения, создаёт положительную мотивацию, пробуждает познавательный интерес, делает обучение более комфортным. 4
- Технология критического мышления. 4 Её основу составляет базовая модель трёх стадий организации учебного процесса: «Вызов — осмысление — размышление». 4 Эта технология не только развивает познавательные УУД, но и коммуникативные. 4
- Кейс-метод. 4 Это интерактивный метод обучения, при котором учащимся предлагают сюжет, содержащий проблемную ситуацию. 4 Участникам практического занятия необходимо вычленить её из информации кейса. 4
- Дискуссии. 34 В старшей школе уместна будет дискуссия на заданную тему. 3 Можно организовать круглый стол, симпозиум, форум. 3 В таком формате урока ребята научатся выражать и отстаивать свою точку зрения, выстраивать коммуникацию в конфликтной ситуации, контролировать поведение оппонента, находить необходимые аргументы. 3
- Сотрудничество обучающихся в процессе учебной деятельности и вне её. 1 В учебном процессе это может быть организация взаимной проверки заданий, учебный конфликт и обсуждение участниками способов своих действий, совместные задания, с помощью которых ученики распределяют между собой роли, определяют функции каждого участника группы, планируют деятельность и другое. 1
- Работа с родителями. 5 Важно, чтобы все окружающие показывали именно ту модель взаимодействия, которая нужна для полноценного формирования коммуникативной компетентности детей. 2
Для развития коммуникативных УУД у подростков также может быть полезна коррекционно-развивающая работа психолога, которая ориентируется на результаты диагностических обследований и направлена на устранение проблем развития коммуникативной сферы подростков и формирование коммуникативных умений для установления конструктивных межличностных отношений среди сверстников. 1