Для развития абстрактного мышления у детей через зрительные образы можно использовать следующие игры и упражнения:
- Упражнение «Кто без чего не обойдётся». 1 На столе перед ребёнком выкладываются карточки с изображениями слов. 1 Взрослый зачитывает ряд слов, из которых ребёнок должен выбрать только два, самых важных, без которых главный предмет не может существовать. 1
- Упражнение «Лабиринты». 1 Ребёнку предлагаются карточки с изображением лабиринтов. 1 Это упражнение помогает развивать пространственное мышление и умение ориентироваться в визуальной информации. 1
- Упражнение «Четвёртый лишний». 1 Ребёнку предъявляется картинка с изображением 4 предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвёртый — «лишний». 1 Ребёнок должен определить, какой предмет лишний, и назвать одним словом все оставшиеся предметы. 1
- Игра «Мамы и их детёныши». 4 Развивает образное мышление, обогащает словарь, способствует установлению смысловых связей. 4 Взрослый предлагает для рассмотрения картинки с изображением взрослых животных, ребёнок должен подобрать карточку с изображением детёныша. 4
- Игра «Волшебные очки». 4 Развивает умение группировать предметы по характерному для них признаку, закрепляя устойчивые образы-шаблоны. 4 Взрослый вырезает из плотной бумаги очки определённой формы, например, квадратные или овальные. 4 Ребёнок может сам выбирать очки или выполняет задание по указанию взрослого. 4 В коробочку собираются все предметы той формы, очки в виде которой надеты на игрока. 4
- Игра в ассоциации. 5 Взрослый произносит какое-либо понятие, а дети должны подобрать слова, любым образом с ним связанные. 5 Например, зонт — дождь — лужи — сапожки — крыша; машина — поездка — легковая — грузовая — мотор — колесо. 5
- Театр теней. 5 С его помощью создаются различные образы, обыгрывая которые ребёнок задействует все психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, речь). 5 Для организации потребуется простыня, настольная лампа, фигурки персонажей, вырезанные из картона или фанеры, или разнообразные движения рук. 5 Лампа устанавливается так, чтобы получалась тень. 5
Выбор игр и упражнений зависит от возраста и интересов ребёнка.