Несколько рекомендаций по разработке учебно-методических материалов для эффективного обучения:
- Изучить рабочую учебную программу. 15 Структура будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. 15
- Опираться на существующие учебники. 15 Они содержат теоретический и тренировочный материал по всем темам дисциплины. 15 Пособие должно использовать достоинства учебников и компенсировать их недостатки. 15
- Составить план будущего пособия. 15 Нужно отразить в нём самое главное в виде тезисов и коротких замечаний. 15 План-схема послужит основой для конечного текста и позволит легко изменять конструкцию пособия. 15
- Собирать и готовить теоретический материал. 1 Важно не количество собранных фактов и данных, а качество их изложения. 1 Материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для восприятия. 1
- Обращать внимание на язык изложения. 1 Стараться не писать сложными, длинными фразами и большими параграфами. 1 Не злоупотреблять специальными терминами, а если применять профессиональную лексику, обязательно давать в сносках или в скобках расшифровку используемых понятий. 1
- Разрабатывать контрольные вопросы. 1 Также нужно создавать варианты решения рассматриваемых в пособии задач и проблем. 1
- Дополнять текст иллюстрациями, диаграммами и фото. 1 Графическое представление информации облегчает её восприятие. 1
- Давать больше практических рекомендаций, основанных на личном опыте. 1 Также нужно включать в каждую тему, кроме теоретической информации, практические задания, вопросы для самостоятельного контроля, темы для рефератов и выступлений на семинарских занятиях. 1
- Проверять документ. 2 Желательно давать его на оценку коллегам или преподавателям. 2 Они помогут выявить ошибки и внести корректировки. 2
При разработке учебно-методических материалов также важно учитывать такие принципы, как системность, дифференциация, актуальность, доступность и непрерывность образовательного процесса. 4