При разработке сложных межпредметных заданий по биологии можно использовать следующие рекомендации:
- Учитывать специфику курса в целом и особенности конкретной учебной темы. 4 Это позволит установить значимость биологических понятий, преемственность между темами внутри курса, а также определить межпредметные связи с другими предметами. 4
- Проанализировать содержание темы, выявить её ведущие положения, вокруг которых будет происходить формирование биологических понятий. 4
- Проанализировать программы и учебники по другим предметам, например физике и химии, чтобы определить учебные темы, на основе которых можно осуществлять межпредметные связи. 4
- Определить понятия смежных предметов, уровень их сформированности и необходимости использования при изучении конкретной темы курса биологии. 4
- Согласовать работу по планированию межпредметных связей с учителями смежных предметов, определить методику и требования к формированию общих понятий. 4
- Подобрать методическую и дополнительную литературу, содержащую межпредметную информацию, интересные факты, познавательные задания и задачи. 4
- Разработать демонстрационные опыты и практические работы, несущие межпредметное содержание. 4
Один из примеров межпредметного задания по биологии — проблемный вопрос, в котором нужно объяснить, почему кислород постоянно поступает в цитоплазму клетки, а образующийся в процессе дыхания углекислый газ выделяется в окружающую среду. 5 Для ответа нужно использовать знания из курса физики о диффузии в жидкостях и газах. 5