Различные виды текстов используются для достижения разных целей коммуникации следующим образом:
- Письменные тексты (например, деловые письма и договоры) служат для передачи информации и достижения взаимопонимания. 1 Восприятие такого текста характеризуется последовательностью и целостностью. 1
- Устные тексты порождаются в момент передачи сообщения. 1 Их наполняемость (слова, предложения), реакция адресата и даже коммуникативная ситуация могут отличаться. 1
- Художественные тексты используются для эмоционально-воздействующего эффекта. 2 Их структура диктуется мотивами экстралингвистического характера или индивидуально-психологического восприятия того или иного сюжета. 2
Кроме того, для достижения определённых коммуникативных целей при создании текстов используют различные языковые средства, например:
- Эмоционально окрашенные слова и фразы. 5 Они могут вызывать определённые эмоциональные реакции у слушателей или читателей. 5
- Фигуры речи (сравнения, метафоры). 5 Они позволяют создавать образные и яркие выражения, которые могут привлечь внимание или запомниться лучше. 5
- Истории и примеры. 5 Их используют, чтобы заинтересовать и убедить аудиторию. 5