Различные виды конструирования по-разному влияют на развитие детского мышления и творчества:
- Конструирование по образцу. 12 В основе деятельности лежит подражание, дети узнают о свойствах деталей строительного материала и овладевают техникой возведения построек. 2 Этот вид конструирования не способствует развитию творчества, но является важным обучающим этапом. 2
- Конструирование по условиям. 1 Детям не дают образца постройки, рисунков и способов её возведения, а лишь определяют условия, которым постройка должна соответствовать. 1 В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. 1
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. 12 В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности. 2 Сначала детей обучают построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем создают условия для создания конструкций по этим чертежам. 2
- Конструирование по замыслу. 12 Способствует развитию творчества детей, в котором проявляется их самостоятельность, ведь ребёнок сам решает, что и как он будет конструировать. 1 Замыслы детей ещё не устойчивы и часто меняются в процессе деятельности. 2
- Конструирование по теме. 12 Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. 2 Замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой. 2
Кроме того, конструирование позволяет детям экспериментировать, тестировать гипотезы и развивать свою фантазию. 4