Различные подходы в педагогике по-разному влияют на понимание целостности воспитательного процесса, например:
- Формирующий подход предполагает линейный принцип осмысления образовательного процесса: каждое педагогическое воздействие предполагает определённый отклик ребёнка. 14 В рамках этого подхода для педагога важен воспитательный идеал, программа развития, традиционные формы педагогической работы, стремление организовать чётко функционирующую воспитательную систему. 14
- Личностно-ориентированный подход предполагает признание индивидуальности, самобытности, самооценки каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», а как индивида, наделённого своим неповторимым субъектным опытом. 1 Такой подход меняет функцию обучения: помощь каждому ученику с учётом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. 1
- Синергетический подход рассматривает воспитание как процесс, в значительной степени самоорганизующийся, основанный не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно, подвергающийся многим влияниям как изнутри, так и извне. 2
- Средовой подход ориентирует педагогов на рассмотрение процесса развития личности в зависимости от характеристик и условий окружающей среды. 1 Этот подход предусматривает систему действий со средой, которые обеспечили бы её превращение в средство диагностики и проектирования воспитательного процесса. 1
Многие исследователи сходятся на том, что все многочисленные подходы к воспитанию по существу декларируют гуманистические цели и реализуют личностно-ориентированную парадигму образования, а поэтому разными путями приводят к единым общечеловеческим ценностям. 4