Обычную и прогностическую схемы валидизации теста можно различить по тому, как происходит сбор данных о внешнем критерии. 14
При обычной схеме выбирается независимый от методики внешний критерий, определяющий успех в той или иной деятельности (учебной, профессиональной и т. п.). 1 Результаты диагностической методики сравниваются с этим критерием. 1 Если связь между ними признаётся удовлетворительной, то делается вывод о практической значимости, эффективности, действенности методики. 1
При прогностической схеме информация о внешнем критерии собирается не до, а после испытания. 12 Обычно в качестве внешнего критерия выступает выраженная в каких-либо оценках способность человека к тому виду деятельности, для которой он оценивался по результатам диагностических испытаний. 14
Таким образом, обычная схема фокусируется на текущем состоянии, а прогностическая — на возможности экстраполирования результатов на будущее. 4