В школьной программе обычно используют упрощённые правила выделения слогов, где главное правило — сколько гласных, столько и слогов. 12 Некоторые из правил школьной программы:
- Слог образует гласный звук: сте-на, ба-ран (с-тена, бара-н — неправильно). 1
- Слог начинается с согласного, который стоит перед гласной: мо-ло-ко, ко-ра (мол-око, кор-а — неправильно). 1
- Буквы ь, ъ (которые не означают звуков), й нельзя отрывать от предыдущего слога: лай-ка, конь-ки, подъ-езд (ла-йка, кон-ьки, под-ъезд — неправильно). 1
В программах углублённого изучения русского языка и в институтах используют другие правила. 1 Например:
- Глухие согласные отходят к следующему слогу: то-чка, мо-шка (в традиционной школе верно также: точ-ка, мош-ка). 1
- Звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] с последующим шумным согласным отходят к предыдущему слогу: кор-ка, бул-ка (в традиционной школе верно также: ко-рка, бу-лка). 1
- Согласные буквы, образующие один звук, нельзя разносить в разные слоги: у-е-зжать, но-си-тся, де-ла-ться (в традиционной школе верно также: у-ез-жать, но-сит-ся, де-лать-ся). 1
- Сдвоенные согласные в середине слова относят к следующему слогу: кла-ссный, хо-ккей, те-ннис (в традиционной школе верно также: клас-сный, хок-кей, тен-нис). 1
Кроме того, в современной лингвистике существуют разные теории слогов, например, связанные с именами Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). 4 Правила деления на слоги в этих теориях различаются: так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Аванесова так: ко-шка, согласно теории Щербы так: кош-ка. 4