Фундаментальные, прикладные и экспериментальные педагогические исследования различаются по своим целям и задачам. 18
Фундаментальные исследования направлены на научное истолкование изучаемых явлений, разработку и развитие теоретических концепций, истории и методологии педагогики, обоснование закономерностей и взаимосвязей исследуемых процессов (систем). 1 Результатом таких исследований являются обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. 5
Прикладные исследования направлены на углублённое изучение отдельных аспектов педагогических явлений и процессов, имеющих практико-ориентированный характер, а также на проверку и практическое использование ранее полученных теоретических результатов. 1
Экспериментальные исследования (педагогические эксперименты) проводятся с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. 79 Эксперименты позволяют анализировать данные, выявлять проблемы и разрабатывать рекомендации по совершенствованию образовательных программ. 4