При анализе поэтических текстов можно различать риторические фигуры, например:
- Анафора (единоначатие) — повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. 45 Пример: «Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид» (А. С. Пушкин). 4
- Эпифора — вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев. 4 Пример: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь). 4
- Антитеза — ярко выраженное противопоставление понятий или явлений. 4 Пример: «Дома новы, да предрассудки стары» (А. Грибоедов). 4
- Оксюморон — сочетание прямо противоположных по смыслу слов с целью показать противоречивость, сложность ситуации, явления, объекта. 4 Пример: «Есть тоска весёлая в алостях зари» (С. Есенин). 4
- Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. 4 Пример: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт» (Лебедев-Кумач). 3
- Градация — расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления. 4 Пример: «Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С. Есенин). 4
- Инверсия — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. 4 Пример: «Изумительный наш народ! Руку мне подал на прощанье». 4
- Умолчание — оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном. 4 Пример: «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть» (Пушкин). 4
- Риторическое обращение — стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. 4 Пример: «Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой» (Пушкин). 4
- Риторический вопрос — стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. 4 Пример: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» (Гоголь). 4