Чтобы различать речевые и неречевые звуки в процессе обучения, можно использовать следующие методы:
- Игры и упражнения. ds737.ru nsportal.ru Например, «Отгадай, кто как подаёт голос?» (с использованием записей голосов животных) или «Какой звук?» (логопед произносит разные речевые звуки и издаёт неречевые звуки, а дети с закрытыми глазами определяют, какой звук они услышали). nsportal.ru
- Беседа. www.maam.ru Можно рассказать о разных звуках, которые окружают человека: мычание коровы, пение петуха, кукование кукушки, стук дятла, карканье вороны и другие. www.maam.ru Затем объяснить, что шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона и другие звуки — это неречевые звуки, с их помощью не построишь слово. www.maam.ru
- Работа с зеркалом. www.maam.ru Можно организовать наблюдение за основными речевыми органами: язык (кончик, средняя и задняя части), зубы (верхние и нижние), твёрдое нёбо. www.maam.ru Затем попросить детей произнести разные звуки и показать, как они это делают: например, звуки [б], [п] — плотно сжав губы, звуки [д], [т], [л], [н] — прижимая кончик языка к верхним зубам. www.maam.ru
Обучение начинается с неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. urok.1sept.ru