Для эффективного распределения учебных материалов в библиотеке можно использовать разные подходы, например:
- Систематическая расстановка. 1 Документы располагают по отраслям знаний в соответствии с классификацией ББК. 1 Внутри каждого подраздела книги расставляют по алфавиту авторов и заглавий. 1
- Тематическая расстановка. 1 Фонд раскрывают по тематическому признаку. 1 Тематические стеллажи помогают читателю увидеть весь спектр литературы по одному вопросу. 1
- Жанровая расстановка. 1 Уделяют внимание ярко выраженным читательским интересам (приключения, фантастика, мемуары и др.). 1 В библиотеке могут выделяться стеллажи, витрины или полки конкретно под эти фонды. 1
- Серийная расстановка. 1 Формируется по издательским сериям, наиболее популярным среди читателей данной библиотеки. 1
- Расстановка по характеру информации. 1 Например, расставляют наиболее часто используемые справочные издания (энциклопедии, словари, справочники). 1
Также можно использовать зонирование открытого доступа. 2 Обычно выделяют: 2
- Ближнюю зону («библиоэкспресс»). 2 Здесь находятся документы моментального спроса (новая, «модная», популярная литература). 2
- Среднюю зону («библиоконстанта»). 2 Здесь собраны документы, составляющие ядро фонда. 2
- Дальнюю зону («библиоретро»). 2 Сюда попадают документы редкого или единичного спроса. 2
При распределении учебных материалов важно учитывать уровень читательского развития. 1 В РФ принято определять средний уровень читательского развития по возрасту ребёнка и классу обучения. 1
Для хранения учебников выделяют отдельное изолированное помещение, а сами учебники расставляют на стеллажах по классам. 3