Тренировка памяти и речи с помощью изложения работает следующим образом: ученик воспринимает текст на слух или зрительно, а затем воспроизводит его в письменной форме. 45
Для тренировки памяти при написании изложения используются различные приёмы, например:
- Деление текста на логико-смысловые части. 3 Анализируя смысловые части, ученики выделяют основную мысль каждой из них и кратко формулируют её в виде утверждения. 3 Составив таким образом план текста, они опираются на него при последующем воспроизведении содержания. 3
- Запоминание по ключевым словам. 3 Для этого необходимо совместно с учениками проанализировать текст, определить его ключевую тему, а также микротемы каждой части. 3 Затем найти в тексте слова, отражающие суть каждой микротемы, и составить смысловой «кластер», объединяющий слова одной тематической группы. 3
- Составление ментальной карты текста. 3 Ментальная карта — смысловой план текста, отражающий его ключевые смыслы и логические связи. 3 Она позволяет наглядно представить смысловое содержание текста, облегчая процесс запоминания. 3
Для тренировки речи работа над изложением обогащает словарь учеников, совершенствует синтаксический строй их речи, позволяет совершенствовать их грамотность. 4 В процессе изложения текста ученик постоянно обращается к своему словарному запасу, который активно пополняется новыми словами и понятиями. 4