Система критериального оценивания в образовательных учреждениях работает на основе сравнения фактических достижений обучающихся с заранее известными критериями, которые соответствуют образовательным целям. 1
Процесс критериального оценивания включает в себя несколько основных шагов: 3
- Постановка учебной цели, которую нужно достичь ученикам. 3
- Формулировка ожидаемых образовательных результатов. 3 Они конкретизируют учебную цель и описывают, что именно должны знать и уметь учащиеся. 3 Базовые образовательные результаты (личностные, предметные и метапредметные) закреплены в государственных образовательных стандартах (ФГОС). 3
- Выбор задания, которое позволит наиболее полно оценить ожидаемые образовательные результаты. 3
- Составление критериев, которые основаны на образовательных результатах и соответствуют выбранному заданию. 3 Каждый результат может включать один или несколько критериев. 3 К их формулировке можно привлечь самих учеников. 3
- Описание и конкретизация критериев с помощью дескрипторов и присвоение им баллов, если нужно. 3 Например: 0 — учебное действие не выполнено; 1 — выполнено. 3 Другой вариант: 0 — учебное действие не выполнено; 1 — требует доработки; 2 — выполнено полностью. 3
- Объединение критериев, дескрипторов и баллов в рубрику. 3 Готовую рубрику предоставляют ученикам, чтобы они могли изучить её перед тем, как приступать к заданию. 3
Оценивание знаний ученика может быть выражено в баллах, процентах или словесной форме: 1
- Балльная шкала: например, от 1 до 5 баллов, где 5 баллов — это самый высокий уровень достижения целей. 1
- Процентная шкала: например, от 0% до 100%, где 100% — это безошибочное выполнение задания. 1
- Словесная шкала: например, «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». 1
Критериальное оценивание позволяет более объективно оценить образовательные результаты ученика, а также увидеть то, над чем надо работать. 2