Перцептивное обучение включает формирование и развитие перцептивных действий в процессе обучения. 1 Процесс делится на три этапа: 1
- Первый этап связан с детским возрастом. 1 Когда ребёнок начинает выполнять действия с незнакомыми предметами, происходит формирование адекватного образа предмета, который в дальнейшем становится сенсорным эталоном. 1
- Второй этап связан с перестройкой сенсорных процессов под влиянием практической деятельности, идёт знакомство с пространственными свойствами предметов. 1
- Третий этап характеризуется сокращением и сворачиванием внешних действий, которые становятся скрытыми, протекающими на уровне сознания и подсознания. 1 К этому времени у ребёнка уже сформирована система сенсорных эталонов, например, система геометрических фигур. 1 Благодаря эталонам сенсорно-перцептивные действия меняются, и процесс построения образа превращается в процесс опознания. 1
Адаптация органов чувств — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. 5 Она уменьшает их чувствительность к повторяющимся или длительно воздействующим стимулам. 5 Например, лёгкий груз, лежащий на коже, вскоре перестаёт ощущаться. 5
Разные анализаторы имеют неодинаковую способность к адаптации. 2 Наиболее быстро адаптация происходит в тактильном и обонятельном анализаторах, наиболее медленно — в зрительном. 2