Наставничество в школе предполагает взаимосвязь между начинающим педагогом и опытным учителем, который координирует его действия, способствует развитию сопутствующих навыков и черт личности. 1
Процесс наставничества включает несколько этапов: 5
- Прогностический. 5 На этом этапе определяют цели взаимодействия, выстраивают отношения взаимопонимания и доверия, определяют круг обязанностей, выявляют недостатки в умениях и навыках молодого специалиста. 5
- Практический. 5 На этом этапе разрабатывают и реализуют программу адаптации, корректируют профессиональные умения молодого специалиста. 5
- Аналитический. 5 На этом этапе определяют уровень профессиональной адаптации молодого специалиста и степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. 5
Некоторые обязанности наставника:
- знакомить молодого специалиста с образовательной организацией, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений, её традициями; 4
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); 4
- проводить необходимое обучение; 4
- контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; 4
- давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; 4
- оказывать индивидуальную помощь в овладении профессией, приёмами и способами проведения занятий и внеклассных мероприятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки. 4
Молодой специалист, в свою очередь, обязан: изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, функциональные обязанности по занимаемой должности; 4 постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; 4 реализовывать индивидуально-образовательный маршрут; 4 учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; 4 совершенствовать свой культурный и общеобразовательный уровень; 4 периодически отчитываться перед наставником и руководителем методического объединения. 4
Цель наставничества — оказание методической помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, а также формирование в образовательной организации кадрового потенциала. 4