Психолингвистика исследует языковые феномены у детей и животных следующим образом:
В случае с детьми изучение детской речи выделилось в отдельную отрасль — онтолингвистику. 25 Её объект — речевая деятельность ребёнка, а предмет — процесс освоения детьми их родного языка. 5 При анализе детской речи отмечают, в какой последовательности ребёнок осваивает единицы и категории родного языка, в какой последовательности овладевает правилами конструирования языковых единиц. 5 Также выделяют речевые инновации и ошибки. 5
При исследовании языковых феноменов у животных психолингвистика учитывает, что у них за каждым сигналом закреплено определённое значение. 1 Комбинации сигналов, которые могли бы образовать более сложные структуры, у животных практически не встречаются. 1 Общение животных основывается главным образом на врождённых, передаваемых по наследству реакциях на определённые стимулы. 3