Психолингвистический подход помогает в изучении активного словаря, позволяя прояснить сложный феномен слова, его семантику, место в лексической системе языка и функционирование в речи. 2
Некоторые способы, как психолингвистический подход способствует изучению активного словаря:
- Выявление качественных особенностей словаря. 3 Такой подход позволяет обнаружить трудности в дифференциации значений слов. 3
- Разработка системы приёмов логопедической работы. 3 Например, можно установить, что недоразвитие лексики проявляется в недостаточной сформированности смысловой структуры слова, несовершенстве процесса словопоиска. 3
- Использование психолингвистических экспериментов. 1 К ним относится, например, ассоциативный эксперимент, который помогает уточнить картину ассоциативного поля и организацию всей лексики в систему. 1
- Применение методики свободных ассоциаций. 1 Она позволяет выявить, каким образом у ребёнка происходит процесс актуализации слов, структуру семантического поля. 1
- Использование метода направленных ассоциаций. 1 Ребёнок должен активизировать не любое слово, а только относящееся к определённому грамматическому классу (глагол или имя прилагательное). 1
Таким образом, психолингвистический подход помогает уточнить логопедические представления о специфике нарушений лексики, что важно для эффективной работы по развитию активного словаря, особенно у детей с нарушениями речи. 12