Обследование словарного запаса при общем недоразвитии речи (ОНР) проводится с использованием специально составленного словарного минимума, который включает 250–300 слов. 1
Некоторые методы обследования:
- «Обследование предметного словаря». 2 Ребёнку предъявляют предметные картинки и редко употребляемую лексику. 2 Также используют сюжетные картинки, например «В библиотеке», «На вокзале», «В аптеке». 2 Детям задают вопросы типа «Что это?», «Для чего это нужно?», «Кто нарисован на картинке?» и другие. 2
- «Называние предмета по его описанию». 2 Логопед описывает определённый предмет, а ребёнок должен сказать, о каком предмете идёт речь. 2
- «Обобщающие понятия». 2 Ребёнку предлагают выполнить три задания: назвать картинки и соотнести их с видовым понятием, перечислить ряд названий предметов, относящихся к данному педагогом обобщающему понятию, назвать обобщающее слово. 2
- «Что делают?». 2 Ребёнку предлагают картинки с изображением людей различных профессий. 2 Нужно ответить на вопрос, что делают люди, изображённые на картинках. 2
- «Подбор прилагательных к существительным». 2 Ребёнок должен подобрать как можно больше прилагательных к существительному. 2
- «Объяснение значения слов». 2 Ребёнку предлагают слова, например самолёт, молоток, книжка, плащ, друг, колючий. 2 Нужно объяснить значение слова. 2
- «Название животных и их детёнышей». 2 Логопед называет и раскладывает на фланелеграфе картинки с изображениями взрослых животных, а картинки детёнышей этих животных находятся на столе перед ребёнком. 2 Ребёнок должен найти, назвать и разместить детёнышей животных рядом с взрослыми животными на фланелеграфе. 2
Задания для каждого ребёнка подбираются индивидуально с учётом возраста и других особенностей. 3 Диагностика должна проходить в непринуждённой, привычной обстановке. 3 Чтобы ребёнок не переутомился, проводят физкультурные минутки и дают отдохнуть от заданий. 3