Взаимодействие педагогов и воспитанников в рамках педагогического процесса происходит через педагогическое взаимодействие — согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов. 5
Некоторые особенности такого взаимодействия:
- Наличие двух взаимообусловленных компонентов. 5 Первое — педагогическое воздействие, второе — ответная реакция воспитанника. 45 Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи и т. п.. 4
- Гуманистическая направленность. 3 Воспитанников рассматривают как полноценных субъектов воспитательной деятельности, учитывают их интересы и потребности. 3 Ориентация направлена не только на развитие детей, но и на личностный рост педагога. 3
- Использование различных технологий. 3 Например, технология сотрудничества предполагает равенство взрослого и ребёнка, их сотрудничество и развитие в процессе взаимодействия. 3 Технология свободного воспитания связана с предоставлением ребёнку свободы в выборе направлений деятельности, содержания обучения и развития. 3 Технология поддержки предполагает оказание ребёнку помощи и поддержки взрослым в его развитии. 3
- Применение игровых и проектных технологий, организации совместной деятельности педагога с воспитанниками и создания проблемных ситуаций. 3
Некоторые формы взаимодействия:
- Диалог. 2 Характеризуется высоким уровнем эмпатии педагога, умением принимать ребёнка таким, какой он есть на самом деле, гибкостью мышления педагога, умением адекватно оценивать себя, отсутствием у педагога стереотипов в восприятии обучающихся. 2
- Сотрудничество. 2 Предполагает совместное определение целей образования и планирование учебного процесса, совместное распределение сил и средств на основе возможностей педагога и обучающихся. 2
- Опека. 2 Включает заботу педагога об обучающихся, социальную активность, высокий уровень эмпатии и умение педагога прийти на помощь. 2