Развитие познавательных способностей человека в процессе обучения происходит через формирование познавательного интереса. 1 Он проходит несколько этапов: 1
- Любопытство. 1 Это неустойчивый, ситуативный интерес, который вызван неожиданным результатом опыта или интересным фактом. 1
- Любознательность. 1 Учащийся проявляет желание глубже разобраться и понять изучаемое явление. 1 В этом случае он активен на занятии, задаёт вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу. 1
- Устойчивый интерес. 1 Задача обучения — поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. 1
Некоторые приёмы, которые способствуют развитию познавательных способностей:
- Использование проблемных ситуаций. 4 Это даёт возможность реализовывать индивидуальные творческие замыслы преподавателя, формирует умение работать в команде, ориентироваться в информационном пространстве. 4
- Применение занимательного материала. 4 С его помощью активизируются мыслительные процессы, развивается познавательная активность, наблюдательность, память, а также поддерживается интерес к изучаемому материалу. 4
- Разнообразие деятельности. 1 В процесс познания включают элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности. 1
- Создание ситуаций самопроверки. 1 Это помогает анализировать собственные познавательные и практические действия. 1
Успешность формирования познавательных способностей во многом зависит от учебного материала. 4 Он должен быть новым, неизвестным, неожиданным, проблемным (дискуссионным), а сами вопросы и задания на занятии должны вызывать мыслительную активность. 4