Развитие когнитивных способностей через преодоление трудностей происходит благодаря наработке «когнитивного резерва». 2
Когнитивный резерв нарабатывается в течение всей жизни через преодоление трудностей, обучение и общую любознательность. 2 Всё, что заставляет мозг напрягаться и учиться чему-то новому, приводит к образованию новых нейронных контактов (синапсов), а также абсолютно новых нейронных сетей. 2
Некоторые аспекты развития когнитивных способностей через преодоление трудностей:
- Акцент на развитии сознательного контроля собственной деятельности, кинетической организации действий, ориентировки в пространстве, энергетического потенциала. 1 Это необходимо для полноценного формирования математических навыков, чтения, письма, а также мышления, памяти, внимания. 1
- Создание «ситуации успеха», которая предусматривает комплекс оптимальных приёмов активизации детей на уровне их потенциальных возможностей, формирование настойчивости, целеустремлённости, регуляции эмоционального состояния. 1
- Использование технологии поэтапного когнитивного развития учащихся, которая предусматривает систему возрастания степени сложности заданий и уменьшения объёма помощи. 1
- Применение коррекционно-развивающих занятий, которые направлены на развитие памяти, внимания, мышления, развитие познавательной активности, повышение мотивации к обучению. 4