При усвоении сразу двух языков одна (доминирующая) языковая система влияет на вторую, в результате чего происходит их смешение, что приводит к ряду речевых и языковых трудностей у ребёнка. 5
Некоторые особенности развития грамматических навыков у детей с билингвизмом:
- Сложности в согласовании количественного числительного с существительным в роде, числе, падеже. 2 В начале обучения вводят только счётные числа, без согласования числительного с существительным. 2 Затем учат употреблять числительные в словосочетаниях и предложениях, в которых они согласуются с существительными в единственном и множественном числе. 2
- Трудности в употреблении категории рода. 12 Есть языки, в которых не различается род существительного, и поэтому понять это явление в русской грамматике сложно. 2 Освоение категории рода возможно с помощью смысловых опор. 2
- Сложности в употреблении слов, не имеющих номинативного значения: предлогов, союзов, междометий. 2 Без знания таких слов дети не могут овладеть структурой различных предложений и связной речью. 2
- Нарушения согласования существительного с глаголом. 5 Также особую сложность для дошкольников с билингвизмом представляет категория вида. 5
Для формирования грамматического строя используются беседы, наблюдения за предметом, действием, опора на вербальный образец и игры. 3
При работе с детьми в условиях билингвизма необходимо учитывать уровень их недоразвития речи и степень владения русским языком. 3