Развитие фонематического слуха у детей при обучении произношению звуков «С» и «Ш» происходит через игры и упражнения, которые помогают различать отдельные фонемы, определять наличие звука в слове, его количество и последовательность. 2
Некоторые методы:
- Игра «Узнай звук». 5 Ребёнок хлопает в ладоши, если слышит в слове звук «С», и топает ногой, если слышит звук «Ш». 5 Логопед называет слова: сад, шапка, суп, мышь, сок, шишка, сом, шар, сосна, шкаф. 5
- Игра «Повтори слоги». 5 Ребёнок повторяет цепочки слогов, которые называет логопед. 5 Примеры: са-ша-са; со-шо-со; су-шу-су, сы-ши -сы. 5
- Игра «Лишнее слово». 5 Ребёнок находит картинку, которая не соответствует заданному звуку. 5 Примеры: сапоги, самолёт, шар, санки; шорты, сом, шапка, шарф; собака, сова, самокат, шахматы; сундук, шуба, шиповник, шина. 5
- Игра «Измени слово». 35 Ребёнок заменяет звук «С» на звук «Ш» в слове, чтобы получить новое слово. 3 Примеры: сутки — шутки; каска — кашка; Марс — марш; миска — мишка; басня — башня. 3
- Игра «Смотри и называй». 2 Ребёнок произносит звук «С», если видит карточку со стрелкой, направленной вниз, и звук «Ш», если видит карточку со стрелкой, направленной вверх. 2
Такие игры не только развивают фонематический слух, но и активизируют высшие психические функции: память, внимание, мышление, моторику. 2