Развитие цветка на молекулярном уровне описывается ABC-моделью, которая пытается объяснить биологическую основу процесса с точки зрения молекулярной генетики и биологии развития. 12
Согласно этой модели, растение проходит три стадии развития: 1
- Достижение половой зрелости и переход к цветению. 12 Для запуска процесса цветения необходим внешний стимул, который запускает дифференцировку меристемы. 12
- Преобразование апикальной меристемы из вегетативной во флоральную меристему (закладка цветка). 12
- Рост и развитие индивидуальных органов цветка. 12
То, какой орган будет сформирован, определяется взаимодействием по крайней мере трёх классов генов, каждый из которых выполняет свою специфическую функцию. 1
Некоторые примеры:
- Гены класса A необходимы для закладки мутовок околоцветника. 1
- Гены класса B отвечают за образование лепестков из чашелистиков во второй мутовке, а также формирование тычинок из плодолистиков в четвёртой мутовке. 1
- Гены B и C определяют идентичность тычинок, а для формирования плодолистиков нужны только гены C. 12
В этом процессе большую роль играют фитогормоны, в особенности гиббереллины, которые могут стимулировать переход к цветению. 2