Процесс профессиональной ориентации на уровне общего образования включает несколько этапов: 24
- Начальная школа (1–4 классы). 24 Школьники знакомятся с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники. 4 Эти мероприятия закладывают фундамент ценностного восприятия труда, развивают интересы и потребность в познании. 2
- Средняя школа (5–7 классы). 24 Профессиональная ориентация реализуется в форме деловых, психологических и профориентационных игр. 2 Это формирует более глубокое понимание специфики различных специальностей, школьники получают практическую возможность для определения с будущей сферой деятельности. 2
- Средняя школа (8–9 классы). 24 В этот период, когда приближаются первые выпускные экзамены, работа по знакомству с профессиями принимает более целенаправленную форму. 2 Игры сменяются педагогической деятельностью, способствующей выбору учениками дальнейшего профиля обучения в соответствии с их интересами и талантами. 2 В 8–9 классах в профориентационный процесс активно включается школьный психолог, который при помощи тестов выявляет скрытые таланты, а также сильные и слабые стороны личности ученика. 2
- Старшеклассники (10–11 классы). 24 В этот период школьной жизни делается упор на саморазвитие старшеклассников. 2 Проводится большое количество факультативных занятий, целью которых является окончательное определение в выборе будущей сферы деятельности. 2 Ученики вместе с учителями дискутируют о своих профессиональных намерениях, определяют готовность к их реализации. 2
Также в рамках профориентации на уровне общего образования проводятся профессиональные пробы, проектная деятельность, экскурсии и мастер-классы в образовательных учреждениях и на предприятиях, конкурсы профориентационной направленности. 5