Переход от ситуативной речи к контекстной происходит в возрасте 4–5 лет. 34 Это связано с взрослением ребёнка, изменяющим его общение с окружающим миром на фоне усложнения различных форм деятельности. 2
Основанием для перехода к контекстной речи становятся развитие предметно-практической деятельности, накопление когнитивной информации, овладение правилами коммуникативного поведения. 1
При переходе от ситуативной речи к контекстной происходит отрыв действия от предмета, формируется образ ситуаций, появляется «планирование в образах». 1 Независимость деятельности, которую обретает ребёнок, освоение творческих видов деятельности приводит к накоплению информации, полученной вне контакта с людьми, составляющими первичный круг общения, в результате чего возникает монолог, речь становится понятной вне ситуации. 1