Образование производных значений у существительных в ботанике может происходить несколькими способами, среди них:
- Метафоризация. 23 С помощью метафоризации общеупотребительной лексики возникает множество терминов, относящихся к репродуктивным органам цветковых растений. 2 Например, «игла» — «тычинка», «хвост» — «цветоножка», «покрывало внутреннее» — «венчик». 2
- Семантический сдвиг. 1 В производном значении сохраняется архисема, но меняется дифференциальная сема. 1 Такая концептуализация обусловлена сходством двух растений. 1 Например, «культурное» — «сорное», «декоративное» — «недекоративное», «съедобное» — «несъедобное». 1
- Расширение значений. 1 В производном значении сохраняется архисема, но утрачивается дифференциальная сема «растение определённого семейства». 1 Например, «плевел» — род однолетних, реже многолетних травянистых растений семейства злаков, отдельные виды которого являются сорняками, или сорная трава, растущая среди хлебных злаков. 1
- Использование составных терминов. 3 Составные термины характерны для ботанической терминосистемы, они точно выполняют классифицирующую функцию и позволяют образовывать новые аналитические наименования для обозначения соответствующих по тому или иному признаку новых понятий в рамках определённой группы. 3