Формирование внутренней речи у младших школьников происходит на основе громкой речи. 1 Сначала ребёнок всё проговаривает вслух, комментирует свои действия, повторяет слова взрослых, как бы запоминая их. 1 И только потом начинает переходить на шепотную речь, а потом и молчать. 1
В младшем школьном возрасте постепенно развиваются три основных типа внутренней речи: 3
- Внутреннее проговаривание — «речь про себя», сходная по структуре с внешней речью, но не имеющая фонации (произнесения звуков). 3 Типична для решения сложных мыслительных задач. 3
- Собственно внутренняя речь, являющаяся средством мышления, использующая специфические единицы (коды образов, предметов и схем, предметные значения) и имеющая специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи. 3
- Внутреннее программирование — формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных элементов. 3
Чтобы помочь ребёнку сформировать внутреннюю речь, можно выполнять следующие упражнения: 1
- Повторение инструкции. 1 Нужно проговорить чёткую просьбу и тут же попросить ребёнка её повторить и выполнить. 4 Со временем у малыша это будет получаться всё лучше и быстрее и вскоре дойдёт до автоматизма, что и будет означать развитие внутренней речи. 4
- Проговаривание. 14 Особенно это касается наиболее трудных для ребёнка процессов — письма, счёта, решения примеров и задач. 1 Проговаривая, он отдаёт себе команды и развивает тем самым свою внутреннюю речь. 4