Формирование универсальных учебных действий (УУД) у учащихся происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности. 13
Процесс включает несколько этапов: 4
- Осознание школьниками значения овладения умением выполнять определённое действие (мотивационная основа действия). 4
- Определение цели действия. 4
- Уяснение научных основ действия. 4
- Определение основных структурных компонентов действия (операций), общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых выполняется действие. 4
- Определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, то есть построение модели и алгоритма действия (путём коллективных или самостоятельных поисков). 4
- Организация выполнения небольшого количества упражнений, в которых действия у учащихся подлежат контролю со стороны учителя. 4
- Обучение учащихся методам самоконтроля за правильностью выполнения данного действия. 4
- Организация упражнений, требующих от учащихся умения самостоятельно выполнять данное действие (при изменяющихся условиях). 4
- Использование данного умения при овладении новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности. 4
Один из эффективных методов формирования УУД — проектное обучение, которое предполагает развитие самостоятельности и инициативности учащихся, а также социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. 2