Формирование орфографических норм в русском языке происходит в несколько этапов: 1
- Первый этап соотносится с периодом обучения грамоте. 1 В это время младшие школьники учатся соотносить буквы и звуки, графические единицы письма с единицами речи. 2 Они овладевают первыми навыками правописания, то есть фонетическим письмом. 1
- На втором этапе дети продолжают овладевать графическими условностями русского языка. 1 Например, у учеников формируется умение писать слова, в которых звук обозначается двумя буквами. 1 Также они усваивают специфику правописания лексем с йотированными гласными, особенности правописания шипящих с гласными, овладевают правилом употребления заглавной буквы. 1
- Третий этап — это время формирования грамотного письма. 1 Начинается работа над правописанием многих орфограмм. 1 Например, отрабатываются безударные гласные, непроизносимые гласные. 1 Заканчивается данный этап во 2–3 классе, когда происходит ознакомление с составом слова и правописанием разных частей слова. 1
Для формирования орфографических навыков необходимы следующие условия: 1
- высокий научный уровень преподавания орфографии; 1
- связь между формированием орфографических навыков и развитием речи; 1
- знание орфографических правил; 1
- знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил; 1
- упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило. 1
Также важным условием является вариантность дидактического материала, подобранного с учётом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. 3