Дифференциация схожих свистящих звуков при их нарушении происходит постепенной дифференциацией смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам. 1
Некоторые методы, которые используются на занятиях:
- Дифференциация изолированных звуков. 1 Используются картинки и символы, например, звук «С» — свисток, «З» — звонок. 1 Логопед поочерёдно показывает картинки, а ребёнок называет соответствующие им звуки или, не называя их, говорит, где находится при их произношении язык. 1
- Дифференциация по акустическим признакам. 1 Логопед называет поочерёдно звуки, прикрывая рот экраном, чтобы исключить зрительный контроль. 1 Ребёнок, услышав звук, должен показать соответствующую картинку или символ. 1
- Дифференциация по моторным признакам. 1 Ребёнок переворачивает одну картинку за другой из общей стопки, называет, говорит, какой в ней звук, затем кладёт к соответствующей картинке-символу. 1
- Дифференциация звуков в словах. 1 Логопед называет слова, различающиеся одним дифференцируемым звуком, например, «коса» — «коза». 1 Ребёнок должен найти соответствующие картинки и сказать, где звук «З», а где звук «С». 1
- Дифференциация звуков в предложениях. 1 С отработанными ранее словами логопед вместе с ребёнком составляет фразы, затем ребёнок проверяет их. 1
Дифференциация звуков проходит в игровой форме и в соответствии с принципом «от простого к сложному». 5 Для этого используются различные персонажи, игры и наглядный материал. 5