Первоначальное разделение словесности на три литературных рода (эпос, лирика, драма) наметил Платон. 1 Он различал произведения по субъекту речи: поэт говорит сам — в дифирамбе, заставляет говорить других людей — в драме, соединяет то и другое — в эпосе. 1
Римский грамматик Диомед формализовал это разделение в «Искусстве грамматики». 1 Он выделил роды: «активный или подражательный», где «герои действуют сами, без реплик поэта» (то есть драматический), «повествовательный или излагающий», где «поэт говорит сам, без реплик иных персон», и «общий или смешанный», где «поэт говорит сам и вводятся другие говорящие персоны» (то есть эпический). 1
Аристотель выдвинул другое разделение словесности по принципу противопоставления повествования и действия. 1 В основе его классификации лежало понятие подражания. 2
В эпоху Возрождения вернулись к триаде Аристотеля. 2 В этом же ракурсе рассматривали литературные роды Гёте и Шиллер в своей переписке и написанной ими в соавторстве статье «Об эпической и драматической поэзии» (1797). 2
В XIX веке в эстетике романтизма возникло иное понимание эпоса, лирики и драмы как определённых типов художественного содержания. 2 При таком подходе литературные роды стали определяться с помощью философских категорий. 2 Так, Ф. В. Шеллинг в своём труде «Философия искусства» (1802–1804) определил лирику как самый субъективный род литературы, в котором преобладает свобода. 2
Гегель обосновал свою более аргументированную теорию литературных родов также с помощью философских категорий. 2 Он обрисовал особенность эпоса, лирики и драмы через философские понятия объекта и субъекта познания (преобладание объекта в эпосе, субъекта в лирике, синтез объекта и субъекта в драме). 2
В XX веке существовали различные подходы к разделению литературных произведений на три рода: с точки зрения лингвистики, психологии, философии. 3 Но все они так или иначе близки аристотелевскому представлению. 3
Современное представление о литературном роде шире и отталкивается не только от повествователя, но и от формы представления, особенностей повествования, позиции автора, пространственно-временной организации текста, способа изображения человека, сюжетности, отношений с читателем, соотношения между субъективностью и объективностью, между изобразительностью и выразительностью. 3