Процесс библиографического обслуживания в библиотеках проходит в несколько этапов: 3
- Изучение пользователей. 3 Необходимо классифицировать читателей как реальных и потенциальных потребителей библиографической информации. 3 Это нужно для чёткого определения читательского назначения документов и средств информационного обслуживания. 3
- Выбор режима и формы обслуживания. 3
- Анализ информационных ресурсов, которые могут быть использованы при обслуживании. 3
- Анализ эффективности инструментов навигации в информационных ресурсах. 3
- Подготовка (или приобретение) информационной продукции. 3 В помощь развитию информационной культуры читателей издаются различные указатели литературы, памятки, путеводители по библиотеке и справочно-информационным службам, инструкции, методические рекомендации. 3
- Изучение эффективности обслуживания. 3
Справочно-библиографическое обслуживание (выполнение разовых запросов) проходит в несколько шагов: 4
- Приём запроса. 4 Между библиотекарем и пользователем обязательно должен состояться диалог, в течение которого библиотекарь уточняет параметры запроса (целевое назначение необходимого материала, хронологические рамки, вид носителей и др.). 4
- Изучение темы запроса. 4
- Определение круга источников. 4
- Библиографический поиск (с помощью справочно-библиографического аппарата, электронных каталогов и картотек). 4
- Аналитический отбор и группировка материала. 4
- Оформление справки (составление списка литературы (при необходимости), закладки и пр.). 4
Кроме выдачи библиографических справок, библиографы проводят консультации. 1 Это ответ на запрос, содержащий советы, рекомендации по самостоятельному использованию справочно-поискового аппарата библиотеки и библиографических источников. 1