Проблемное обучение повлияло на развитие педагогики в XX веке следующим образом:
- Обрело чёткую структуру и форму, были разработаны методические приёмы и методологические принципы. 2
- Проблемность в обучении стала рассматриваться как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся. 1 Были разработаны способы создания проблемных ситуаций в различных учебных предметах и найдены критерии оценки сложности проблемных познавательных задач. 1
- Постепенно распространяясь, проблемное обучение из общеобразовательной школы проникло в среднюю и высшую профессиональную школу. 1
- Возникла система методов обучения, в которой создание проблемной ситуации учителем и решение проблем учащимися стали главным условием развития их мышления. 1
- На базе этой системы методов получили развитие и некоторые новые педагогические технологии (В.Ф. Шаталов, П.М. Эрдниев, Г.А. Рудик и др.). 1
Значительный вклад в формирование проблемного метода обучения внёс американский философ и педагог Джон Дьюи. 2 Он сделал акцент на развитии собственной активности обучаемых и убедился, что обучение, построенное с учётом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, даёт лучшие результаты, чем обучение, основанное на запоминании знаний. 1