В античной философии проблема человека и его познания развивалась в нескольких направлениях, например:
- Софисты считали, что всё знание человек получает через органы чувств, при этом все чувственные восприятия индивидуальны и субъективны. 2 Софисты утверждали, что всякое человеческое познание относительно, а объективное и истинное знание недостижимо. 2
- Сократ считал, что познание истины необходимо проводить сообща — в ходе бесед (диалогов), поскольку знание человек обретает собственными усилиями, а не получает извне в «готовом виде». 2 Сократ отождествлял науку с нравственным самоусовершенствованием. 1 Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой его бесед. 1
- Платон в поисках ответа на вопросы о добре и зле, прекрасном и безобразном, истине и заблуждении выходил за пределы чувственного мира. 1 Он испытывал неудовлетворённость обыкновенной добродетелью, которая основана на привычке и житейской рассудительности. 1 Так рождался путь к другому познанию, который осознаёт свои основания и не зависит от всякой случайности восприятия и мнения. 1
- Аристотель развивал идею формы как конструктивного органа человеческого бытия и познания. 3 Он считал, что способности и качества человека (мыслительные, нравственные, социально-правовые и т. д.) не основаны на природном материале, а есть в той мере, в какой они соотнесены с идеальными предметами. 3
Таким образом, в античной философии человек воспринимался как разумное существо, ищущее нравственных мотивов поведения. 14 В центре внимания философии стал человек разумный, цельный, гармоничный и возвышенный. 14