Принципы обучения, разработанные Л. С. Выготским, применяются в современном коррекционном образовании следующим образом:
- Опора на компенсаторные возможности организма. 1 Учёный выдвинул и обосновал необходимость социальной компенсации дефекта как задачу первостепенной важности. 3
- Динамический подход к изучению возможностей ребёнка. 1 В процессе обучения учитываются как уже сформированные психические функции, так и «зона ближайшего развития» — потенциальные возможности ребёнка, которые он может реализовать с помощью взрослого. 14
- Индивидуализированный и дифференцированный подход. 2 На каждого ребёнка совместно с узкими специалистами составляют индивидуальные коррекционные программы развития на основании специфических индивидуальных особенностей становления личности. 2
- Учёт сензитивных периодов развития. 4 Учёный показал, что в развитии ребёнка есть периоды, в которые определённый процесс или функция формируется наиболее быстро и полноценно. 4 Например, наиболее сензитивным для развития речи ребёнка в норме является период от 1 года до 3 лет. 4
Таким образом, принципы, разработанные Выготским, лежат в основе коррекционно-развивающих программ для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. 13