Принцип сознательности и активности в педагогике предполагает, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и ищут их решения. 4
Некоторые способы применения этого принципа в педагогике:
- Чёткое понимание целей и задач педагогической работы. 1 Педагог должен донести их до учащихся, объяснить важность, значение и перспективы. 1
- Обеспечение понимания учебного материала: каждого слова, понятия, формулы и т. д.. 1 Для этого можно использовать знания и опыт учащихся, образные сравнения. 2
- Использование взаимообучения. 12 Создаются условия для групповых и коллективных форм поиска и усвоения новой учебной информации, ответа на проблемный вопрос или решения проблемной ситуации. 1
- Логическая увязка неизвестного с известным. 24 Где нет логической связи между усвоенными и усвояемыми знаниями, там нет сознательного обучения. 2
- Сопровождение правил примерами. 12 Это помогает учащимся понять, как правило применяется на практике и в повседневной жизни. 1
- Использование доказательств, основанных на разуме и чувствах. 1 Педагог должен чаще задавать учащимся вопрос «почему?». 1
- Соответствие процесса обучения индивидуальным интересам учащихся. 1 Их необходимо развивать и направлять так, чтобы личные интересы каждого учащегося были согласованы с общественными потребностями. 1
- Приучение детей мыслить и действовать самостоятельно. 1 Нельзя допускать механического пересказывания и копирования учебного материала в собственных работах, а также подсказывания. 1
- Развитие творческого мышления. 1 Для этого проводят всестороннюю оценку различных проблем, решают познавательные и логические задачи с использованием нескольких способов и методов, вводят в процесс обучения разнообразные творческие работы. 1
- Обучение детей правильно задавать вопросы и выслушивать на них ответы. 1 Это одно из важнейших условий стимулирования и поддержания активности. 1