По мнению К. Д. Ушинского, принцип народности отражается в системах образования разных стран через исторически сложившиеся особенности воспитания. 110 Учёный считал, что каждый народ неповторим и своеобразен благодаря уникальности исторического развития, географического положения, природным условиям обитания. 5
Некоторые примеры отражения принципа народности в системах образования разных стран:
- Германия. 10 Ядром германской системы воспитания является наука, поэтому средоточием образования в Германии являются университеты. 10 Основной принцип немецкого образования — «единство исследовательской и научной деятельности». 9
- Англия. 10 Принцип английского воспитания — выработка характера, свободного самоуправления, идеал гражданина. 10 Он определяет как школу Англии, так и колледжи и университеты, которые дают не столько научное, сколько общее образование. 10
- Франция. 10 Для Франции характерно стремление к внешнему, практическому приложению научного знания. 10 Отсюда — профессиональный характер её системы высшего образования, система конкурсов, обращающих больше внимания на внешний лоск, стиль и блеск разрешения поставленных задач, чем на глубину мысли и содержания. 10
- США. 410 Американскую систему образования отличает безудержное стремление вперёд, динамичность, неустойчивость, заставляющие американцев всегда стремиться к новым методам и формам во всём, включая образование. 10 В США не существует национальной системы образования — за некоторыми исключениями, среди которых национальные военные академии и школы для коренных американцев. 4
Ушинский делал вывод о том, что вводить зарубежную систему ценностей образования и воспитания в России нецелесообразно, потому что «в деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу». 5